Материально-техническое оснащение СП ДС Колокольчик 20-21 уч.год
Материально-техническое обеспечение 19-20
Развивающая предметно – пространственная среда в группах ГБОУ ООШ№11 структурного подразделения «Детский сад «Колокольчик» , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде.
Развивающая предметно – пространственная среда в группах, характеризуется в соответствии с ФГОС ДО насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.
Критерий | Организация развивающей предметно – пространственной среды в группах и специально оборудованных помещениях (музыкальный зал, кабинет логопеда и психолога) для образовательного процесса |
Насыщенность среды | Образовательное пространство оснащено техническими средствами обучения (компьютер, мультимедиапроектор, экран, музыкальный центр, CD-диски, фильмоскоп и др.), а также игровым, спортивным оборудованием (настольно – печатные игры, куклы, машинки, конструктор, пирамидки, кегли, скакалки, обручи, мячи и др.).
Организация предметно – пространственной среды по центрам активности и разнообразие материала в них обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов. В центрах «Наука», «Песок и вода» дети имеют возможность поэкспериментировать с различными материалами. В группах созданы спортивные уголки для обеспечения двигательной активности детей. Традиционное и нетрадиционное оборудование используется для организации индивидуальных игр, игр и соревнований на «Открытой площадке», а также для проведения подвижных игр. Наполняемость спортивных уголков меняется в зависимости от времени года, индивидуальных интересов и потребностей детей. В центре «Манипулятивные игры» имеются мозаики, шнуровки, пазлы и многое другое для развития мелкой моторики. В центрах «Грамота» и «Драматизация» имеется множество книг, атрибутов для игр, кукол, различные виды театров и др. Использование материалов данных центров в игре дает детям возможность самовыражения, развивает коммуникативные навыки. Различные художественные материалы , природный материал и инструменты, трафареты, дидактические игры, игровые материалы, учебно-методические пособия, схемы, карты. В зависимости от опыта детей варьируется наполнение и расположение данных материалов. |
Трансформируемость пространства | В зависимости от образовательной ситуации в группе имеется возможность трансформации развивающей предметно – пространственной среды. Модули большого конструктора дети могут использовать в центре «Транспорт». Также центр «Наука» размещен около центра «Песок и вода». Совмещая эти центры, дети могут использовать материал центра «Наука» для экспериментирования в центре «Песок и вода», знакомясь со свойствами тех или иных предметов, материалов. |
Полифункциональность материалов | Мебель в группе носит полифункциональное назначение. Кроме прямого назначения (место расположения необходимых материалов), мебель визуально разграничивает пространство на сектора.
Пространство группы принадлежит детям. В её оформлении отражены интересы детей, особенности их культуры. Игровые центры активности становятся лабораториями, где дети самостоятельно учатся через игру и исследование материалов. Дети могут брать любые материалы и использовать их по своему усмотрению. Природный материал также может выступать в играх детей как предметы – заместители (в игре «Магазин» морские камушки могут быть монетками — денежками, а в игре «Ждем гостей» камушки будут уже конфетами, печеньями). |
Вариативность среды | Все материалы и оборудование в группах организованы по тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их работу и игру. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли заниматься там одновременно. Под руководством старшего воспитателя периодически модифицирутся центры, заменятся материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые.
Обстановка в группах динамична. Старший воспитатель постоянно оценивает эффективность развивающей предметно – пространственной среды и вносит любые изменения для развития детской познавательной активности. |
Доступность среды | Развивающая предметно – пространственная среда в группах является доступной. Материалы в центрах активности, мебель, оборудование расположены так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все виды детской активности. Материалы и оборудование группы сохранны и исправны. |
Безопасность предметно-пространственной среды | Воспитателями групп созданы безопасные условия пребывания воспитанников в группе. В группах закреплены все шкафы, стеллажи, в помещениях, где находятся дети, соблюдаются правила противопожарной безопасности, мебель и освещение соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13. В недоступном для детей месте хранятся материалы опасные для детей (ножницы, моющие средства и т.д.). |
При организации развивающей предметно-пространственной среды осуществляется творческий(авторский) подход, что способствует социально-личностному развитию детей, как приоритетного направления работы детского сада. Особое внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды в следующих областях развития детей:
— Художественно-эстетическое развитие. Принцип построения предметно-развивающей среды заключается в организации различных пересекающихся сфер активности и определенность места и расположения материала. Разнообразные материалы по изобразительной деятельности расположены в различных местах группового помещения, определенный набор выносится на улицу. Ребенок может спокойно заняться продуктивной деятельностью в любом из уголков: например, рисовать цветок с натуры в уголке природы, рисовать на прогулке.
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду строится на 2 компонентах : дизайн-проект среды + взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дизайн- проект основывается на понимание возможностей развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с психофизиологическими возрастными особенностей развития детей. Дизайн — проект развивающей предметно-пространственной среды условно можно разделить на 4 основных блока: 3 блока – это «офисы- центры», которые расположены непосредственно в групповых помещениях каждой возрастной группы, один общий блок – представляет единое пространство разных помещений детского сада, находящихся в гармонии друг с другом. В любом блоке каждый ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, понимает значимость своей деятельности и своей личности.
«Офис – центры» — это определенное место в помещении группы. «Офис творчества» — основной, он располагается в определенном месте групповой комнаты; первый «дополнительный офис» не имеет определенного места расположения, так как его структурные элементы многофункциональны и мобильны; второй «дополнительный офис» располагается в приемной группового помещения. В каждом офисе ребенок чувствует себя главным и значимым творцом. Все блоки в групповом помещении взаимосвязаны и взаимодополняемы.
№ блоков | 1 | 2 | 3 | 4 |
Названия блоков | «Офис творчества» | « Первый дополнительный офис» | « Второй дополнительный офис» | Общее пространство детского сада |
Место расположения | Определенное место групповой комнаты | по всей территории группы и спальни | приемная группы на видном , доступном для детей месте | Холлы, коридоры, лестничные проемы, музыкальный и спортивный залы. |
Структурные элементы (предметное содержание) | различные художественные материалы, природный материал и инструменты, трафареты, дидактические игры, игровые материалы, учебно-методические пособия, схемы, карты. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов. Все материалы и инструменты находятся в постоянном и свободном доступе | — «подвесные мобили»;
— переносные мольберты; — «Вертикаль творчества»( описание далее по тексту). |
— «Творческий вернисаж» выставки детских работ, выполненные в самостоятельной деятельности;
— индивидуальные альбомы «Мои шаги в искусство», составленные из работ «Творческого вернисажа». Альбомы представляют собой папку-скоросшиватель, красочно оформленную, в которую вкладываются работы воспитанников |
В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки и театра. Особое значение уделяется результатам продуктивных видов деятельности: выставкам детского творчества, которые постоянно меняются и пополняются. |
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения основного «офиса- творчества» в группе детского сада. Модель «офиса» в каждой группе варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников. В « офис-центре» предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку обеспечивается личное пространство: полка в стеллаже, папка с его материалами. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного «Я», развития рефлексии и самооценки детям обеспечивается возможность демонстрации собственных детских успехов. В каждой возрастной группе организуются выставка достижений каждого воспитанника «Мои шаги в искусство».
Основываясь на принципе стимулирования активности, самостоятельности, творчества в каждой группе организована « Вертикаль творчества». На длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости (стене) каждый ребенок рисует свою тему, которую объединяют общим сюжетом. В группах имеются мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место( например, у окна или в другом месте – рисование с натуры).
Размещение, оформление предметной среды не только сближает, но и удовлетворяет возможное желание уединиться в творчестве, в этом заключается принцип «Дистанции и сближения», который используется в организации развивающей среды нашего детского сада.
Для активизации двигательной активности используются подвесные модули , уголок «Озорные ладошки ( вырезанные из бумаги формы ладошек детей наклеены в общий круг, дети подходят и прикасаются к ним) – авторская разработка старшего воспитателя.
Результаты детского творчества – основа развивающей среды. Мы поддерживаем ощущение такой организации среды, при которой ребенок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняют их мнения о планируемых действиях по изменению среды, вовлекают в процесс преобразования. Большое внимание уделяется эстетичности, доступности и разнообразию нетрадиционного оборудования и материалов ( витраж, батик и т.п.), используются карты-схемы по изготовлению изделий, в результате постоянно обогащается сенсорный опыт детей. Постоянно организуются выставки творческих работ, которые имеют огромное воспитательное значение. Увидев свои работы среди работ своих товарищей, ребенок имеет возможность сравнить их, радуется, что его работа выставлена среди других, обогащается его чувственный опыт.
В процессе проектирования среды продумываются варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии: — времени (обновление пособий, обогащение центра новыми материалами и изменение организации пространства в течение года); — освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного); — стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности: н-р, при подготовки подарков к праздникам в центре располагают больше материалов, так как каждый ребенок захочет сделать не одну открытку для мамы, а еще и для бабушки и тети).
В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению, в приемной располагается эмблема группы. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков, предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используются различные «неожиданные» материалы, пособия: картины в стиле батик, лоскутной техники, витражи, предметы современного декоративного искусства.
Стоит подчеркнуть, что в детском саду создано единое пространство разных помещений и групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов, коридоров и рекреаций, уличных участков. Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения или одного из « офис-центров». В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки и театра.
— Социально-коммуникативное развитие . В каждой возрастной группе организован стенд «Вежливые слова» (авторская разработка педагогов и старшего воспитателя). На стенде размещены кармашки определенного цвета. Цвет кармашка обозначает какие карточки находятся в нем. Синий цвет – в этом кармашке карточки, обозначающие слова прощания, красный – слова приветствия , желтый – слова благодарности, зеленый – слова просьбы . На карточках изображены ситуации в которых эти слова применяются: например, на карточке из красного кармашка изображена ситуация, когда встречаются мальчик и девочка, взрослый и ребенок . Ребенок должен вспомнить доброжелательное слово, которое используют в данной ситуации и произнести его. На обратной стороне карточки написан стихотворный текст, в котором дана подсказка на данное слово. Если ребенок затрудняется, воспитатель читает текст, помогая вспомнить ребенку нужный ответ. Например: « Я другу говорю «Привет», а он в ответ «Здорово!». Тут ничего плохого нет, подходят оба слова». « Старшему, если встречаемся с ним, первыми «Здравствуйте » — мы говорим».
Особое внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего развития. В группе находится большое количество игр на развитие сенсорных эталонов (цвета, формы, размера), на развитие мелкой моторики (различные виды шнуровки, мозаика), на развитие движений (мягкие модули, атрибуты к подвижным играм, сухой бассейн); музыкальный уголок с различными шумовыми инструментами; оборудована стена с блоками «Монтессори» .
Большое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды в летний оздоровительный период на уличных участках, так как дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Для творческого развития ребенка создано единство развивающей предметной среды и содержательного общения со взрослым. На территории нашего детского сада созданы объекты, обеспечивающую разнообразную совместную деятельность детей и взрослых. Имеются игровые площадки, навесы, веранды, беседки, плескательный бассейн, эколого-развивающий комплекс состоит из разных природно-экологических объектов:
- Центр развития исследовательской деятельности;
- Цветники (клумбы, аллеи, рабатки и др.);
- Сад ветров
- Огород
- Участки леса, поля, луга;
- Островок цветоаромат.
Создавая эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного учреждения, мы исходим из того, что каждый его компонент должен отвечать принципу функционального комфорта. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможность методом проектов (дидактическое средство обучения проектированию, т.е. умению находить решения различных проблем) формировать познавательные интересы и нравственно-эстетические чувства дошкольников.
При оформлении пространства участка педагогами детского сада используются некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами).
Создание развивающей предметно-пространственной среды — это труд, требующий больших усилий и времени . Развивающая среда детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом самостоятельно, приобретая свой неповторимый опыт, что особенно важно для детей дошкольного возраста.
Специально оборудованные помещения позволяют осуществлять воспитательно-образовательную и коррекционную работу с детьми в соответствии с задачами, поставленными перед СП и осуществлять всестороннее развитие личности ребенка, учитывая интересы детей и их природные склонности.
Наличие достаточного количества специально оборудованных помещений для организации образовательного процесса, игровой деятельности, многофункциональность помещений и оптимальное их использование в течение дня, позволяют осуществлять воспитательно-образовательный процесс в соответствии с задачами, поставленными перед детским садом.